Карта сайта
5 декабря 2018, 05:53

Поддержка региональных брендов может стать импульсом для развития целых сегментов рынка

О необходимости комплексного плана по продвижению региональных брендов сенатор Владимир Кравченко рассказал по итогам расширенного заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе Совета Федерации Валентине Матвиенко.

– Все мы слышали о таких товарах, как «Оренбургский платок», «Вологодское кружево» или же «Тульский пряник», – напомнил Владимир Кравченко. – Но знают ли в общероссийском масштабе о «Томской бересте» или, например, о «Калужском тесте»? Думаю, что эта продукция известна узкому кругу ценителей. Вместе с тем, многие товары уникальны по своим характеристикам и вполне могли бы продаваться в торговых точках страны.

Важно и то, что через популяризацию таких традиционных товаров можно легко донести достижения отечественной культуры.

О необходимости проведения работы по продвижению региональных брендов говорили давно, но впервые, на системном уровне, она началась после проведения заседания Совета по интеллектуальной собственности, прошедшее 19 декабря 2017 года.

Тогда председатель Совфеда Валентина Матвиенко поручила провести в субъектах федерации работу по выявлению традиционных товаров и их последующей регистрации в качестве наименования места происхождения товара.

По инициативе спикера верхней палаты был разработан проект федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о географических указаниях)». Нормы законопроекта предполагают упрощение системы регистрации регионального бренда для производителей.

По замыслу авторов, в законодательство вводится новое понятие «Географическое указание». Оно будет действовать наравне с существующим понятием «наименование места происхождения товара» (НМПТ), но станет отличаться упрощенной процедурой регистрации. Для регистрации географического указания будет требоваться, чтобы хотя бы одна из стадий производства, влияющая на формирование особых характеристик товара, осуществлялась на указанной территории.

Для нас эти поправки имеют существенное значение. В настоящий момент ООО «Центр кластерного развития Томской области» столкнулся с проблемой при регистрации бренда кластера, в названии которого есть слово «Томск». Она связана как раз с запретом на использование географических указаний. Подчеркну, что в настоящее время документ одобрен ГосДумой в I чтении.

Это только один из инструментов, при помощи которого федеральный центр предполагает выстраивать систему поддержки и продвижения «региональных брендов». Об актуальности этой деятельности говорит один факт: в показатели эффективности деятельности глав регионов могут включить показатели, отражающие реализацию политики по поддержке сферы интеллектуальной собственности.

В свою очередь Валентина Матвиенко поручила сенаторам совместно с региональными властями организовать работу по выявлению региональных брендов в течение текущего года.

Эту работу мы провели. Так, в Минпромторг подана заявка на регистрацию бренда «Томская береста». Подчеркну, что традиции этого народного промысла в Томской области берут свое начало с 1965 года.

Ещё одним брендом стала томская компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения. Также, по моей информации, необходимую документацию готовит организация, занимающаяся производством напитков.

Конечно же, это только первый этап. В нашем регионе есть уникальное деревянное кружево, сохранены народные промыслы с многолетней историей, имеются вкуснейшие продукты питания. Потенциально, мы можем зарегистрировать более десяти томских брендов. Что для этого необходимо? Во-первых, нужно активно проводить работу по информированию организаций, желающих зарегистрировать «региональный бренд», о существующих возможностях. К примеру, наши деревянные наличники, чем не бренд? Но пока что мы ещё ищем организацию, которая имеет интерес в данной сфере. Во – вторых, как уже говорилось, мы возлагаем большие надежды на принятие изменений в Гражданский кодекс: тогда процедура регистрации брендов станет намного легче. И в-третьих: нужен комплексный план, включающий в себя организационные, финансовые, правовые меры поддержки тех, кто создает, регистрирует и активно продвигает наши «региональные бренды». Работу по всем этим направлениям мы будем вести самым активным образом.

Ссылка для блогов