Томская область
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Памяти русского гарибальдийца

27 июля 2020, 11:23
Депутат Законодательной Думы Олег Громов о ветеранах Великой Отечественной всегда вспоминает с глубоким уважением, преклоняясь перед их самоотверженностью

Уже не раз я рассказывал, что мне посчастливилось работать, общаться и дружить со многими земляками, участвовавшими в войне. Сегодня хочется вспомнить одного из этих уникальных людей –  Ивана Михайловича Суслова, известного как участника партизанского движения в Италии и получившего за свою доблесть золотую медаль «Гарибальдийская звезда» 

С Иваном Михайловичем я познакомился в 1980 году в магазине Райпотребсоюза по улице Трактовой (сейчас ул. Николая Довгалюка), где трудился продавцом. После выхода на пенсию он подрабатывал сторожем и истопником. Широкой души был человек, люди к нему тянулись. Посидеть, поговорить «за жизнь» - это про него. Кстати, о его военном прошлом я узнал не сразу. Лишь спустя время как-то разговорились, и оказалось, что передо мной настоящий герой, прославивший храбрость советского солдата. Итальянцы восхищались его отвагой и бесстрашием. Дружбой с ним я горжусь до сих пор.

 

Большую работу по исследованию боевого пути И.М. Суслова провела сотрудник музея 370-й стрелковой дивизии в АТпромИС Наталья Михайловна Срек, которая поделилась собранной информацией. Кое-что рассказывала его дочь Надежда Ивановна.

Из его биографических данных известно, что он родился 6 июня 1914 года в селе Кемеровской области. Времена были тяжелые. В семье младенцы появлялись и умирали один за другим. Из 12 детей выжил только один Иван. В 1932 году окончил 6 классов Юргинской средней школы, а спустя какое-то время его отца арестовали  по линии НКВД.

Несмотря на этот факт в 1934 году Иван Суслов был призван военкоматом Новосибирской области и зачислен в 72-й железнодорожный полк войск МВД. В 1936 году в звании командира взвода 41-го стрелкового полка войск МВД уволен в запас. В августе 1938 года мобилизован Асиновским РВК. Год воевал на финской войне. В ряды Красной армии, в 735-й стрелковый полк 166-й стрелковой дивизии, был призван из Томска, где учился на офицера. На момент начала войны дивизия находилась в летних лагерях под Юргой. В ночь на 30 июня 1941 года уже были на передовой в районе Вязьмы. Здесь 19 декабря 1941 года попали в окружение. После первых боев из 16 тысяч солдат 166-й стрелковой дивизии в живых остались только  800 человек, а к концу 1945 года - всего несколько.

Иван Суслов отбивался до последнего боеприпаса. Получил ранение - проходящий возле лежащего солдата танк зацепил гусеницами ногу (в итоге - инвалидность на всю оставшуюся жизнь). Попал в плен. Прошел несколько лагерей. Трижды делал попытки сбежать.

В 1943 году был переправлен в Италию, в концентрационный лагерь Сассуоло на строительство оборонительной «Готской линии». Переданная вольным итальянцем листовка от офицера Красной армии Владимира Переладова, бывшего военнопленного, укрепила желание пробраться к партизанам. Иван Суслов возглавил группу из десяти человек для побега. Попал в партизанский отряд, действовавший в горных районах провинции Модена.

Все события тех лет описаны в книге В. Переладова «Записки русского гарибальдийца»: 

«Сибиряк Иван Михайлович Суслов в партизанском батальоне был личностью заметной, одним из немногих командиров отряда, имевших среднее военное образование. Отличался он от других тем, что у него, как говорят, была жилка настоящего строевого офицера… Но главная отличительная черта этого человека состояла в том, что он умел быстро принимать решения в сложной боевой обстановке, ему помогали большая личная храбрость и находчивость… Почти в каждом приказе по батальону И.М. Суслову объявлялась благодарность (высшее поощрение среди итальянских и советских партизан в то время) за образцовое выполнение приказов и проявленную при этом личную храбрость и мужество. Благодаря инициативе Суслова летом 1944 года в районе селения Кастелларно была одержана победа».

«Во время решающего боя наш земляк первым поднялся в атаку, когда остальные партизаны укрывались в окопах. Не знаю, что ему помогло в этот момент, отвага или необычайное везение, но он сумел под шквальным обстрелом вражеских пулеметов добраться до колючей проволоки. Перерезав ее, Суслов обеспечил прорыв наших войск и победу в этом бою.

Конечно, подробности о том, в каком аду ему пришлось побывать в лагерях, он не рассказывал ни жене, ни дочерям. Ведь борьба за выживание там длилась ежеминутно. После каждого побега страшно били и пытали… Как-то Иван Михайлович показал мне спину, испещренную рваными шрамами от клыков собак надзирателей. Просто мороз по коже от того, какие страдания он перенес. Тем не менее, солдату из Сибири повезло остаться в живых и вернуться домой, где ждали жена и две дочери. Вскоре на свет появились еще две девочки».

Как рассказывала его дочь Надежда, в 1966 году отца вдруг неожиданно вызвали в Москву. Конечно, все перепугались, а провожая, думали, что уж больше не увидятся. Страх перед репрессиями в то время был еще очень силен. А оказалось, что вызвали для вручения высшей награды Италии - медали «Гарибальдийская звезда». Во всем Советском Союзе эту награду имели всего 23 человека, из них только 17 человек были реальными участниками итальянского сопротивления. И один из этих героев - наш земляк.

К сожалению, награда не сохранилась. Сотрудники областного краеведческого музея попросили Ивана Михайловича передать им на время медаль, чтобы сделать копию. В Томске она была похищена. Книга воспоминаний Переладова в Асино хранится лишь в единственном экземпляре - у дочери Надежды Худяковой. Вот и все, что осталось...

Ивана Михайловича Суслова давно уже нет с нами - умер в 1982 году, но нужно непременно сохранить и чтить память о его подвигах. 

«Считаю справедливым, если на площади Победы памятная доска с именем Суслова Ивана Михайловича разместится рядом с барельефами Героя Советского Союза А.М. Денисова и кавалера ордена солдатской Славы Васильева А. К.  Или можно было бы установить мемориальную доску в доме по ул.  Довгалюка, 4, где он жил, чтобы каждый прохожий мог вспомнить и поклониться героизму наших ветеранов. Это важно не только столько для нас с вами, сколько для следующих поколений».  

«О многом не успели поговорить»

Поговорив с дочерью И.М. Суслова Надеждой Ивановной Худяковой, мы попросили рассказать, каким ей вспоминается отец. Главным его качеством она назвала доброту, умение радоваться жизни, открытость к общению с другими людьми.

- Могу с уверенностью сказать - он был хорошим отцом, - говорит она, в который раз перебирая вырезки из газет и фотокарточки родителей. - Воспитывал нас, четырех дочерей, с большой любовью и терпением. Жили мы в поселке Рейд. Отец был очень легким, веселым человеком, любил посмеяться от души, часто играл на гармони в клубе. О войне он нам совершенно ничего не рассказывал - берег нас. Если пытались что-то расспрашивать, сразу обрывал, мол, не надо вам это. Сейчас порой жалею, что так и не было у нас с отцом доверительной беседы о том, что ему пришлось пережить на фронте.

О героическом прошлом отца мы начали узнавать, когда его стали приглашать на встречи в школы, в музеи. Иногда нам удавалось побывать на таких мероприятиях. Самое яркое, что мне запомнилось из его рассказов, это как партизаны, добравшись до Советского Союза, целовали родную землю…

После войны около года он еще служил в Баку, где занимался восстановлением нефтяных вышек. После возвращения домой работал в леспромхозе подрывником на лесосплаве. Умер он в 69 лет. Для всех это стало большим ударом. В нашей семье свято чтут память об отце, дедушке и прадедушке. Храню книгу, написанную командиром отца Владимиром Яковлевичем Переладовым. С ним я вела переписку и после смерти отца. Когда прочитала книгу, долго плакала. Не верилось, что отец пережил такое. Как много хотелось бы сейчас у него спросить, о многом поговорить…

Общественная приемная